Главная страница [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » История » Мир средневековья » Рыцарство
Рыцарство
bormanДата: Среда, 17.06.2015, 20:42 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 320
Репутация: 3
Статус: Offline

Летописные источники конца Х в. указывают на то, что рыцарское звание далеко не всегда пользовалось таким почетом и уважением, которое мы видим в разгар эпохи крестовых походов. Вероятнее всего, само слово «рыцарь» имеет готские корни и в первоначальном своем значении относится к любому солдату, не зависимо от дворянского титула или звания.Много позже, трубадуры, миннезингеры, складывая баллады и лэ о смелых и отважных воинах, придали рыцарству романтический антураж. Как известно, слово – самое сильное оружие, надо только уметь им воспользоваться. В данном случае, все спетое и сыгранное бродячими трубадурами, а также бурная деятельность церкви, которой были нужны опытные воины, оказало колоссальное влияние на общество. И довольно быстро рыцари выделились в отдельную касту тяжелой конницы.Вскоре это звание начали передавать по наследству. Отчасти это произошло потому, что стать рыцарем без предварительной
подготовки оказалось почти невозможно. Чтобы свыкнуться с тяжелыми доспехами и оружием требовались не просто годы подготовки. На это уходила почти половина жизни. Первый доспех ребенок получал в 5 лет, когда начиналось обучение будущего рыцаря. Вместе с воинскими науками, также, преподавалось искусство стихосложения и игры в шахматы. Почти каждый юноша проводил несколько лет на службе у опытного рыцаря в качестве оруженосца, еще больше оттачивая уже усвоенные навыки. По достижении совершеннолетия (21 год) проходил обряд посвящения в рыцари. Как правило, решение о присвоении этого титула принимал монарх, он же проводил соответствующую церемонию.С началом эпохи «войн за гроб Господень» из общей массы рыцарства начали выделяться особые ордена храмовников или крестоносцев, т.е. рыцарей, служащих церкви. Подавляющее масса этих воинов, кроме соответствующей рыцарской клятвы в верности, давало еще и обет безбрачия, становясь, по сути, вооруженными монахами. Так произошло окончательное формирование рыцарства, и именно в таком виде оно просуществовало еще несколько веков. Упразднению этого сословия способствовало дальнейшее социальное и техническое развитие общества. Однако идеалы рыцарства надолго пережили тех, кто их создал и воплотил в жизнь. В отдельных случаях они действуют и сегодня, как ни сложно в это поверить.Средние века… таинственные и манящие. Соблазнившие своей колоритностью уже не одного писателя. Именно им удалось связать функции конкретного ума с осознанием священного, понять место человека в мироздании и тем самым воссоздать ценности на основе прошлых веков. И подобно тому, как в самой кромешной темноте ночи рождается новый день, так в недрах феодальной раздробленности зародилась система рыцарства, вобравшая в себя глубинную суть древних традиций и воскресившая к жизни вечные ценности и высшие добродетели.Истинное рыцарство являлось путем единения с Богом, для которого было необходимо, отрешиться от самого себя. Человек отказывался от любой собственной воли, которая отдаляла бы его от Бога, с тем, чтобы стать орудием истины и справедливости.Путь рыцаря – это путь внутренней трансформации, основанный на служении Богу, женщине и королю, проявлении милосердия и сострадания и руководстве во всех предприятиях долгом чести.Рыцарство строилось на строгой иерархии и представляло собой инициатическую систему воспитания, состоящую из трех ступеней – паж, оруженосец и рыцарь. Эта система воспитания становилась настоящим путем духовного поиска, где многочисленные испытания веры, преданности, любви и мужества приводили к полному преображению человека.Служение Богу, даме – носителю мудрости и хранительнице добродетелей, и государю - проводнику и гаранту космического порядка в обществе, для рыцаря было исполнением долга на трех уровнях - духовном, душевном и физическом, что позволяло ему самому стать образом Божества.В своих помыслах и поступках рыцарь руководствовался кодексом чести или рыцарским уставом, определявшем критерии добра и зла, устанавливавшем иерархию ценностей и нормы поведения, которые рыцарь клялся соблюдать. И не было бесчестия страшнее, чем нарушить долг чести или предать идеалы рыцарского братства. И не было почета выше, чем слыть «рыцарем без страха и упрека», прославившим свое имя бесчисленными подвигами и высокими достоинствами. Имя такого рыцаря становилось символом мужества и доблести, образцом для подражания, трубадуры прославляли его, воспевая в своих песнях. Имена таких рыцарей дошли и до наших дней, оставаясь примером и вдохновляя людей отважных, бескорыстных и честных.Позднее высокие принципы рыцарства были дискредитированы и сама история рыцарства искажена усилиями римско-католической церкви. Но все же рыцарство не потеряло своей былой привлекательности и до сих пор способно зажечь огонь во многих сердцах.Европа в Х и ХI веках. Зарождение рыцарстваНе все сочинения о рыцарстве и его происхождении придерживаются одного и того же мнения. Некоторые ученые относят происхождение рыцарства ко времени первых крестовых походов, другие же - к векам еще более отдаленным.Сначала нам необходимо обратиться к тому времени, когда царил мрак невежества, когда право сильного считалось вполне законным правом; такой период времени варварства продолжался более трех веков. В то время остатки римского просвещения были поглощены варварами, наводнившими Европу. Им не было никакого дела, что все эти остатки наук и искусств накапливались целыми столетиями, переходили от одного поколения к следующим; они признавали только грубую физическую силу, посредством которой могли подчинить себе более слабые народы.Явился Карл Великий. Он сумел остановить этот поток розни и кровопролития. Но когда его не стало, то бурный поток полился с еще большей силой. Десятый век нашей эры отличался грубостью и невежеством; нравственное состояние упало очень низко, науки хранились в монастырях, но монахи не давали им никакого ходу, никакого развития; искусства и художества проявлялись только в романских сооружениях, которые, как известно, не отличались особым изяществом. Норманны – новые варвары появились на своих ладьях и покрыли ими все побережье океана, а по устьям рек пробирались внутрь стран и вносили с собой грабеж, убийства и пожары. Монархия Карла Великого распалась. Древний мир превратился в феодальный. Герцоги, графы, князья завладели замками, городами и землями; рабство сменилось крепостной зависимостью.Вместе с феодализмом с новой силой явилась и ненависть людей друг к другу. Феодальные отношения представляли собой союз мелких деспотов, неравных между собою и имевших по отношению друг ко другу разные обязанности и права; в то же время они пользовались в своих владениях неограниченной властью над подчиненными. В силу этого происходили частые раздоры между соседними владетелями, и нередко эти споры доходили до кровавой расправы. Всякое развитие исчезло; торговля и промышленность были в застое, а о литературе и искусствах нечего было и говорить.Впрочем, нельзя не отметить, что феодализм вызывал к жизни личную храбрость человека, а опасности, среди которых жили тогда люди, требовали энергии и сильного характера. Тогда на оружие смотрели как на забавную игрушку, турниры считали праздненством, войну - ремеслом, а общество было полем битвы.Если определять рыцарство как особый обряд, по которому молодые люди, предназначавшиеся к военной службе, получали право носить оружие, то его придется отнести к эпохе Карла Великого и даже ранее. Известно из истории, что Карл вызвал своего сына из Аквитании, торжественно препоясал его мечом и дал ему воинское вооружение. Таких примеров встречалось очень много среди дворян и членов королевских фамилий во времена Меровингов. Это совершалось даже в германских гелейтах.Но если смотреть на рыцарство как на звание, которое занимало первое место в военном сословии и давалось посредством инвеституры, сопровождавшейся установленными религиозными, военными обрядами и торжественной клятвой, то в этом смысле рыцарство возникло не ранее XI века. Только тогда французское правительство вышло из того хаоса, в который погрузили его внутренние волнения в стране, последовавшие за пресечением династии Каролингов, и беспорядки, причиненные набегами норманнов.Духовные лица, видели в рыцарях защитников веры, покровителей несчастных и сирот. Католическая церковь придавала большое значение этому учреждению и освятила прием в рыцари своей пышной обрядностью. Государи хорошо поняли, что в жизни играют большую роль сердце, ум и характер человека, но что одной только личности далеко еще недостаточно, и потому все с уважением относились к такому ордену, который был в одно и то же время и оружием, и защитой, и украшением трона. Рыцари же, видя то уважение, с которым к ним относятся, со своей стороны, удвоили усердие и мужество.Таким образом, рыцарство достигло той степени славы, которой домогались даже короли, и которая настала именно в то время, когда начались крестовые походы. Будем честными: во многом эти походы не были деянием, которым следовало бы гордиться. Крови лилось много, и поступки рыцарей отнюдь не всегда соответствовали той морали, которую они несли. Но здесь мы рассматриваем скорее идею рыцарства, нежели ее воплощение.Кроме вышеперечисленного, рыцарство способствовало сохранению вассальной верности и простоты; в то время одно слово считалось нерушимым залогом в самых важных договорах.Блестящие подвиги, совершаемые рыцарями, заслужили им самые почетные отличия. Им давали разные титулы: don, sire, messire, monsienr; рыцари имели право восседать за одним столом с королями; только они имели право носить копья, броню, золоченые шпоры, двойные кольчуги, шлемы, горностаевые и беличьи меха и т.п. Везде рыцарю оказывали любезный и почтительный прием.Рыцарство - особый привилегированный социальный слой средневекового общества. Традиционно это понятие связывают с историей стран Западной и ЦентральнойЕвропы, где в период расцвета средневековья к рыцарству, по сути, относились все светские феодалы-воины. Но чаще этот термин употребляют в отношении среднихи мелких феодалов в противовес знати.Зарождение рыцарства относится к тому периоду раннего средневековья (7-8 вв.) , когда получили широкое распространение условные формы феодальногоземлевладения, сначала пожизненные, позже наследственные. При передачи земли в феод его жалователь становился сеньором (сюзереном) , а получатель - вассаломпоследнего, что предполагало военную службу (обязательная военная служба не превышало 40 дней в году) и исполнение некоторых других повинностей в пользусеньора. К ним относились денежная “помощь” в случае посвящения сына в рыцари, свадьбы дочери, необходимости выкупа сеньора, попавшего в плен. Согласнообычаю, вассала участвовали в суде сеньора, присутствовали в его совете. Церемония оформления вассальных отношений называлась оммажем, а клятва верностисеньору - фуа. Если размеры полученной за службу земли позволяли, новый владелец в свою очередь передавал часть ее в качестве феодов своим вассалам(субинфеодация) . Так складывалась многоступенчатая система вассалитета (“сюзеренитет” ,” феодальная иерархия” ,” феодальная лестница” ) от верховногосюзерена - короля до однощитных рыцарей, не имевших своих вассалов. Для континентальных стран Западной Европы правила вассальных отношений отражалпринцип:” вассал моего вассала не мой вассал” , в то время как, например, в Англии (солсберийская присяга 1085 г.) была введена прямая вассальная зависимостьвсех феодальных землевладельцев от короля с обязательной службой в королевском войске.Иерархия вассальных отношений повторяла иерархию земельных владений и определяла принцип формирования военного ополчения феодалов. Так, вместе сутверждением военно-ленных отношений шло формирование рыцарства как служилого военно-феодального сословия, расцвет которого приходится на 11-14 вв.Военное дело стало его главной социальной функцией. Военная профессия давала права и привилегии, определяла особые сословные воззрения, этические нормы,традиции, культурные ценности.В военные обязанности рыцарей входило защищать честь и достоинство сюзерена, а главное землю от посягательств как со стороны соседних феодальных властителейв междоусобных войнах, так и войск других государств в случае внешнего нападения. В условиях междоусобицы грань между защитой собственных владений изахватом чужих земель была достаточно зыбкой, и поборник справедливости на словах нередко оказывался захватчиком на деле, не говоря уже об участиях взавоевательных кампаниях, организованных королевской властью, как, например, многочисленные походы германских императоров в Италию, или самим папойримским, как крестовые походы. Рыцарское войско являло собой могущественную силу. Его вооружение, тактика боя отвечали военным задачам, масштабамвоенных операций и техническому уровню своего времени. Защищенная металлическими военными доспехами, рыцарская конница, малоуязвимая для пешихвоинов и крестьянского ополчения играла основную роль в бою.Феодальные войны не исчерпывали социальной роли рыцарства. В условиях феодальной раздробленности при относительной слабости королевской власти рыцарство,скрепленное системой вассалитета в единую привилегированную корпорацию, охраняло право собственности феодалов на землю, основу их господства.Ярким примером тому может служить история подавления крупнейшего крестьянского восстания во Франции - Жакерии (1358-1359) , вспыхнувшей во времяСтолетней войны. При этом рыцари, представлявшие воюющие стороны, англичане и французы, объединились под знаменами наваррского короля Карла Злого иобратили оружие против восставших крестьян, решая общую социальную проблему. Влияло рыцарство и на политические процессы эпохи, так как социальныеинтересы феодального класса в целом и нормы рыцарской морали до известной степени сдерживали центробежные тенденции, ограничивали феодальную вольницу.В ходе процесса государственной централизации рыцарство (средние и мелкие феодалы) составляло основную военную силу королей в их противостоянии знати вборьбе за территориальное объединение страны и реальную власть в государстве. Так было, например, во Франции в 14 в., когда в нарушение прежней нормывассального права значительная часть рыцарства привлекалась в армию короля на условиях денежной оплаты.Участие в рыцарском войске требовало известной обеспеченности, и земельное пожалованье было не только вознаграждением за службу, но и необходимымматериальным условием ее осуществления, поскольку и боевого коня, и дорогое тяжелое вооружение (копье, меч, булаву, доспехи, броню для коня) рыцарьприобретал на собственные средства, не говоря о содержании соответствующей свиты. Рыцарские доспехи включали до 200 деталей, а общий вес военногоснаряжения доходил до 50 кг; с течением времени росли их сложность и цена. Подготовке будущих воинов служила система рыцарского обучения и воспитания.В Западной Европе мальчики до 7 лет росли в семье, позднее до 14 лет воспитывались при дворе сеньора в качестве пажа, затем - оруженосца, наконец, совершаласьцеремония посвящения их в рыцари.Традиция требовала от рыцаря быть сведущим в вопросах религии, знать правила придворного этикета, владеть “семью рыцарскими добродетелями” : верховой ездой,фехтованием, искусным обращением с копьем, плаванием, охотой, игрой в шашки, сочинением и пением стихов в честь дамы сердца.Посвящение в рыцари символизировало вхождение в привилегированное сословие, приобщение к его правам и обязанностям и сопровождалось особой церемонией.Согласно европейскому обычаю, рыцарь посвящающий в звание, ударял посвящаемого мечом плашмя по плечу, произносил формулу посвящения, одевал шлем изолотые шпоры, вручал меч - символ рыцарского достоинства - и щит с изображением герба и девиза. Посвященный, в свою очередь, давал клятву верности иобязательство соблюдать кодекс чести. Ритуал часто заканчивался рыцарским турниром (поединком) - демонстрацией воинской выучки и храбрости.Рыцарские традиции и особые этические нормы складывались веками. В основе кодекса чести лежал принцип верности сюзерену и долгу. К числу рыцарских достоинствотносили воинскую отвагу и презрение к опасности, гордость, благородное отношение к женщине, внимание к нуждающимся в помощи членам рыцарских фамилий.Осуждению подлежали скаредность и скупость, не прощалось предательство.Но идеал не всегда был в согласии с реальностью. Что же касается грабительских походов в чужие земли (например, взятие Иерусалима или Константинополя во времякрестовых походов) , то рыцарские “подвиги” приносили горе, разорение, поругание и позор не одним простолюдинам.Крестовые походы способствовали становлению идей, обычаев, морали рыцарства, взаимодействию западных и восточных традиций. В ходе их в Палестине для защиты ирасширения владений крестоносцев возникли особые организации западноевропейских феодалов - духовно-рыцарские ордены. К ним относятся орден Иоаннитов (1113) ,орден Тамплиеров (1118) , Тевтонский орден (1128) . Позже в Испании действовали ордены Калатрава, Сант-Яго, Алькантара. В Прибалтике известен орден Меченосцев иЛивонский. Члены ордена давали монашеские обеты (нестяжание, отказ от имущества, целомудрие, повиновение) , носили схожие с монашескими одеяния, а подними - военные доспехи. Каждый орден имел свою отличительную одежду (например, у тамплиеров - белый плащ с красным крестом) . Организационно они строилисьна основе строгой иерархии, возглавляемой выборным магистром, утверждаемым папой римским. При магистре действовал капитул (совет) , с законодательнымифункциями.Отражение рыцарских нравов в области духовной культуры открыло ярчайшую страницу средневековой литературы со своим особым колоритом, жанром и стилем.Она поэтизировала земные радости вопреки христианскому аскетизму, прославляла подвиг и не только воплощала рыцарские идеалы, но и формировала их. Нарядус героическим эпосом высокого патриотического звучания (например, французская “Песнь о Роланде” , испанская “Песнь о моем Сиде” ) появились рыцарскаяпоэзия (например, лирика трубадуров и труверов во Франции и миннезингеров в Германии) и рыцарский роман (история любви Тристана и Изольды) , представлявшиетак называемую “куртуазную литературу” (от французского courtois - учтивый, рыцарский) с обязательным культом дамы.В Европе рыцарство теряет значение основной военной силы феодальных государств с 15 в. Предвестницей заката славы французского рыцарства стала так называемая“битва шпор” (11 июля 1302 г.) , когда пешее ополчение фландрских горожан разгромило французскую рыцарскую конницу. Позже неэффективность действийфранцузского рыцарского войска с очевидностью проявилась на первом этапе Столетней войны, когда оно потерпело ряд тяжелейших поражений от английской армии.Выдержать конкуренцию наемных армий, использовавших огнестрельное оружие (оно появилось в 15 в.) , рыцарство оказалось не способным. Новые условия эпохиразложения феодализма и зарождения капиталистических отношений привели к исчезновению его с исторической арены. В 16-17 вв. рыцарство окончательноутрачивает специфику особого сословия и входит в состав дворянства. Воспитанные на военных традициях предков представители старых рыцарских родов составлялиофицерский корпус армий абсолютистского времени, отправлялись в рискованные морские экспедиции, осуществляли колониальные захваты. Дворянская этикапоследующих веков, включая благородные принципы верности долгу и достойного служения отечеству, несомненно, несет в себе влияние рыцарской эпохи.
 
Форум » История » Мир средневековья » Рыцарство
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024

Создать бесплатный сайт с uCoz